Основные виды топлива для котельной

Основные виды топлива для котельной

Котельные работают на разных видах топлива. Чаще всего в России встречаются газовые, что неудивительно: газ стоит недорого, он доступен и экологически чист. Если дом находится в области с централизованной газификацией, то вопрос «чем топить котел» почти никогда не возникает.

С другой стороны, существуют отдаленные поселки, куда газ пока не провели. В Алтайском крае газифицированы только 13,1% населенных пунктов, по данным «Ведомостей» от 2021 года. Котельные, используемые в негазифицированных регионах, работают на других видах топлива: конкретное решение зависит от бюджета, возможностей и других переменных.

Некоторые владельцы частных домов и производств осознанно выбирают установки на негазовых видах топлива, потому что это выгоднее и рациональнее.

Всего же видов топлива для котельных три: твердое, жидкое и газообразное.

Твердое топливо — углеродные горючие вещества: древесина, каменный и бурый уголь, горючий сланец, торф, а также более современные материалы для растопки котельных — пеллеты и брикеты.

Самый распространенный вид твердого топлива — каменный уголь, обладающий высокой теплотворной способностью, которая достигает 5700 ккал/кг. Это полезное ископаемое, образование которого произошло свыше 300 млн лет назад, в каменноугольном периоде палеозоя. В состав входят углерод, водород, кислород, сера и азот и другие вещества. В процессе сжигания остается зола.

На втором месте находится бурый уголь — полезное ископаемое, в котором сохранилось от древесины больше, чем в каменном «собрате». Его теплотворная способность может достигать таковой у некоторых видов каменного угля. В Евросоюзе для обозначения бурого угля используется термин лигнит, тогда как в Америке это два разных вида твердого топлива для котельных.

Следом идет торф — полезное ископаемое, получившееся в результате разложения растений и мха в уникальных условиях болота. Там же его и добывают, в болотах, где торфяной слой может достигать 30 см. У него несколько преимуществ: оно экологичнее, чем уголь, потому что обладает сравнительно низкой сернистостью, после сгорания оно оставляет мало золы, его дешево производить, и еще торф может использоваться в современных котельных.

Горючий сланец — горная порода, в которой высок процент органических веществ, или керогенов. При нагревании керогены преобразуются в близкую по составу к сырой нефти смолу или газ. Образовался современный горючий сланец свыше 450 млн лет назад из останков животных и растений. Соответственно, в составе его преимущественно минералы и органика.

Топливные брикеты или евродрова представлены в трех вариантах: Pini&Kay («пини-кей») с темной коркой и характерным отверстием внутри, «кирпичики» RUF и цилиндрические брикеты. Первые считаются премиальными, у РУФ следует избегать переработки фанерных заводов, для которых характерна мелкозернистость и светлый оттенок. По сути, сейчас такие брикеты заменяют обычные дрова.

Мельче брикетов топливные пеллеты — цилиндрические гранулы, получаемые от отходов лесозаготовки, балансовой бракованной древесины, опилок и стружки, торфа. В России производство гранул отлажено, вырабатывая до 100 000 т/год и поставляя пеллеты в том числе на иностранный рынок. Хорошее и экологичное решение для твердотопливных котельных, работающих именно на гранулах.

Пару слов стоит сказать и об обычных дровах. Они сейчас используются сравнительно редко, но используются, при этом предпочтение отдается лиственным породам деревьев: березе, буку, боярышнику, лещине, тису и т. д. Они хорошо раскалываются и горят.

Котельные также могут работать от щепы, соломы и других отходов, но их теплотворная способность будет хуже, чем у каменного угля, пеллетов и даже дров.

Другой распространенный вид топлива для котельной — жидкое. В первую очередь имеется в виду дизельное топливо, или солярка, которая используется в подавляющем большинстве жидкотопливных установок — или комбинированных, обычно работающих на газе и переключающихся на дизтопливо при аварии на магистралях. Солярка удобная и как основное топливо, и как резервное, но стоимость его довольно высока.

Дешевле дизтоплива отработанное масло — еще один вид жидкого топлива для котельных. Оно настолько же теплотворное и горючее, как солярка, при этом купить его можно совсем недорого у сельскохозяйственных предприятий и автомастерских, депо и заводов. Но не каждый домашний котел способен взаимодействовать с отработанным маслом, и цена таких установок обычно выше, чем дизельных или комбинированных. Кроме того, систему придется регулярно чистить, что связано с высокой загрязненностью топлива.

Используется и мазут, он же — чуть более дорогой вариант отработанного масла. Обычно встретить мазутные котельные можно только на производстве, в быту они не распространены и экономически не выгодны.

Котельные на отработанном масле можно также заправлять керосином.

Светлое печное топливо — аналог дизельного за одним исключением: использовать его для заправки автомобилей нельзя. При его производстве не соблюдаются такие важные для машинного дизтоплива показатели как цетановое число и температура помутнения. Стоимость его в целом ниже.

Как и в случае с твердым топливом, которое может быть целесообразно в лесозаготовке и других предприятиях, где остается много древесных отходов, жидкое топливо тоже может попасть в такую категорию. Например, рапсовое масло сравнимо по характеристикам с дизельным топливом, но стоит намного дешевле. Владельцу рапсовых полей, возможно, будет выгоднее топить котельные именно рапсовым маслом.

Наконец, самый распространенный вид топлива для котельных в России — природный газ, который состоит из смеси углеводородных соединений. Это полезное ископаемое, которое добывается из природных недр, обычно или как отдельные скопления, или как газовые шапки над нефтяными залежами. Он также присутствует в растворенном виде в нефти и воде.

К природному газу также относится попутный газ, который добывается на месторождениях в том числе жидких полезных ископаемых, и непопутный или растворенный, который добывается только в газообразных месторождениях.

Для котельных также используются СУГ — сжиженные углеводородные газы, которые поставляются непосредственно к объектам в тех местах, где центральной газификации нет. Их также используют в качестве резерва.

Видов топлива для котельных очень много, и у всех — свое применение. Вариативность позволяет найти вариант для любой бытовой и производственной сферы, а также сэкономить.


Статья подготовлена котельным заводом «Фортис».


Комментарии

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий
 
Комментарии проходят модерацию перед размещением

Случайные статьи

Котельная: что это, классификация
16.05.2022
Иконка глаза581
5.001
Котельной принято называть комплекс энергоустановок, связанных между собой и нужных для выработки тепла, пара и горячего водоснабжения как для жилых помещений, так и для разных производственных процессов. Например, она может использоваться для централизованного отопления отдельного района, для отапливания конкретного частного дома, завода, фермы, административных и бюджетных учреждений...
Дымовая труба котельной: что это, устройство, основные виды
31.07.2023
Иконка глаза115
5.001
Основная задача дымовой трубы — отводить и рассеивать продукты сгорания топлива. Дымоотвод создает естественную тягу за счет разницы температур, делая эксплуатацию безопасной. В котельной он нужен обязательно, поскольку нормально работать система без него не будет...
Основные правила эксплуатации котельных установок
26.03.2024
Иконка глаза3
5.001
​Котельные относятся к потенциально опасному промышленному оборудованию. Это значит, что их эксплуатация требует соблюдения ряда правил и установок: в рамках проектирования и монтажа, подготовки, первого запуска и пусконаладки, повседневного обслуживания и рутинных проверок...
Мобильная котельная: что это, преимущества
29.07.2022
Иконка глаза77
5.001
Транспортабельная котельная (ТКУ, мобильная, передвижная) представляет из себя установку максимальной заводской готовности, предназначенную для быстрой транспортировки в необходимое место, для чего она изначально водружается на автомобильное шасси...